top of page

Претензии и благодарности учеников и йогов. О преемственности знаний. Отказ от ответственности и пра


Этот пост для тех, кто только начал или уже несколько лет занимается йогой с преподавателем, а также может быть интересен для моих коллег - начинающих преподавателей йоги.


Итак, о претензиях и благодарности.

Что я понимаю под этими терминами.

Претензии: высказанные замечания по поводу того, что не нравится/ какие позы не подходят в моих занятиях.

Благодарности - это как чистая благодарность (спасибо), так и замечания по поводу того, что нравится в моих занятиях.

Замечу, что я поощряю своих учеников на обратную связь. Практически на каждом занятии напоминаю, что если в какой-то позе или после занятия есть боль или дискомфорт в теле, нужно озвучить это, чтоб могли вместе разобраться и , по возможности, исправить ситуацию. Такие обсуждения не являются, по сути, претензиями. Это -"разбор полетов" и полезен обоим - и ученику, и преподавателю.

Любой преподаватель в йоге - сам ученик, и этот процесс занимает, наверное, всю жизнь. :)

Однако, бывает, что подобные обсуждения переходят в плоскость претензий. Когда это происходит?

Когда слышу: "(жалобным тоном) У меня болели мышцы весь день после вашего занятия". Или, например, был случай, когда после первого занятия йогой, человек так же впервые, или после долгого перерыва, пошел в бассейн и проплыл 2 километра брассом. А потом: "что-то у меня после этой йоги болело в грудном отделе позвоночника". :)

Либо, человек приходит на занятие, перед которым, как потом оказывается, посетил "костоправа", или пробежал марафон, или хорошо пообедал... И вскоре после занятия йогой, естественно, испытывает те или иные неприятные проявления: боль, тошноту или другой дискомфорт в теле. Но при этом, происходит то, что называется "с больной головы на здоровую". Такой человек обязательно сообщает тебе, как преподавателю, либо другим подвернувшимся под руку слушателям, о том, что это именно после вашего занятия ему плохо. То есть, читаем между строк, именно вы виноваты в его плохом самочувствии.

Здесь явная позиция жертвы. Такой человек как-бы снимает с себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Более того, этот человек провоцирует преподавателя йоги на роль спасателя. Что это за роли (преследователь, спасатель, жертва), и чем это чревато, можете узнать, погуглив "треугольник Карпмана".

Другой тип претензий, которого и вовсе стоит избегать, это критика других преподавателей. Мол, после занятия у того или иного преподавателя, у меня болит то-то. Или, с таким-то я делала/-а эту позу совсем неправильно, а вот вы мне объяснили правильно.

В этом случае я стараюсь не реагировать на подобные замечания. Во-первых, осознанно или нет, говорящий вызывает вас на оценку своих коллег. По моему мнению, это не морально, не "комильфо".

Во-вторых, опять же, очевиден момент снятия с себя ответственности. То есть, другой преподаватель здесь выступает в роли преследователя, ученик - мученик (жертва), а я опять спасатель.

Конечно, преподавателю йоги важно понимать разницу между помощью ученику и его "спасением". И не только преподавателю йоги. Как человек, профессионально занятый лет 15 в теме благотворительности и помощи обездоленным (бедным, бездомным людям), знаю, о чем говорю.

В контексте обучения йоге, это понимание ведет нас к пониманию своей роли в процессе преподавания йоги как "передатчика" знаний от старших учителей. Так, выстраивается четкая линия последовательности, передачи знания йоги от учителя к ученику. Радует, что в йоге по методу БКС Айенгара есть непрерывная линия преемственности знаний.


Передача знаний по линии "учитель-ученик" играет важную роль в таком щепетильном моральном проявлении, как благодарность учеников.

Когда благодарят ученики - это приятно. Это льстит самолюбию. Ну да, благодаря моим занятиям теперь этот человек не испытывает боли, лучше себя чувствует и так далее. Это "греет эго". Такое принятие благодарности усиливает привязанность к своей роли учителя.

Я как-то столкнулась с примером подобного "владения" и ревности коллеги, когда ученик другого преподавателя пришел на мое занятие. Впрочем, эти отношения подогреваются сильно материальной стороной дела. Оставим это "його-маркетологам" и "його-бизнесменам". Я же хочу осмотреть моральные аспекты благодарности и е принятия.

У каждого из нас свой путь в йоге, и в жизни. На каком-то этапе наши пути, как учителя и ученика, пересеклись. Но каждый идет дальше.

Как говорят старшие учителя, перефразируя Станиславского: "Любите йогу в себе, а не себя в йоге".

На мой взгляд, лучшая практика принятия благодарности учеников такая, как у моего учителя: " я принимаю эту благодарность, и я передаю ее дальше".

Я принимаю благодарность учеников, когда они делятся радостью от того, что после занятий их настроение, самочувствие, здоровье стали лучше, что прошла боль в теле или появилась новая осознанность в позах. Я мысленно благодарю своих старших учителей, и тех, благодаря кому я улучшаю свою практику и продолжаю этот путь.

Чтоб подвести итог поста, напишу то главное, что я на самом деле хотела донести сейчас.

Призываю вас, ученики и преподаватели! люди!

Принимайте100%-ную ответственность за себя, за свою жизнь, и за свои поступки!

Только вы - ни учителя йоги, ни врачи, ни родственники - только вы ответственны за свое здоровье!

И если ваша жизнь привела вас на коврик для йоги, благодарите ее :)

Спасибо моим учителям за свет знания, "рассеивающий тьму невежества".

А читателям этого поста, шлю луч благодарности! :)

Мила

--------

Иллюстрациями к тексту - репродукции моего любимого художника Жана-Мишеля Фолона.

Выделенное

Недавнее

bottom of page